часть моей личности, почему и я не могу сделать это?> Следовательно, терапевти-

часть моей личности, почему и я не могу сделать это?> Следовательно, терапевти-

ческие условия позволяют клиенту еще более погрузиться в себя, выразить свои ис-

тинные чувства, не боясь упрека, и, в конечном итоге, интегрировать эти чувства с

неизбежно измененной Я-концепцией. Безусловное позитивное внимание в той сте-

пени, в какой его можно достичь в терапевтических отношениях, позволяет клиенту

оценить переживания, которые не соответствовали его Я-концепции и которые он

раньше не осознавал, потому что они вызывали тревогу.


5. Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней си-

стемы координат клиента и стремится передать это клиенту. Психотерапевт,

центрированный на личности, испытывает к клиенту эмпатию. По Роджерсу, эм-

патия показывает, что психотерапевт чувствует внутренний мир переживаний

""и^чта так. как если бы он был его собственным, но никогда не пеоеходя условие


Карл Роджерс: феноменологическая теория личности 567


[Ко§ег5, 1959]. Короче говоря, психотерапевт понимает. Он спосо-

бен свободно переноситься в субъективный мир клиента, воспринимать так же

как воспринимает он, чувствовать так же, как чувствует он, переживать так же, как

переживает он.


Часто для клиента эмпатия психотерапевта сходна с внезапным солнечным

лучом, прорвавшимся сквозь густую листву в лесу [Ко§ега, 1959]. По мере того как

клиент борется со своей запутанной и искаженной символизацией переживания

психотерапевт, поскольку он полностью вошел в субъективный мир клиента, мо-

жет эмпатийно высказываться, что значительно помогает инсайту. Психотерапевт

понимает и принимает клиента, и в процессе терапевтических отношений оба идут

к значительно более высоким вершинам взаимного принятия и понимания.


6. Как минимум, должна произойти передача клиенту эмпатийного пони-

мания и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Внимательное

отношение к этому условию должно стереть стереотип теперь уже исчезнувшего

недирективного психотерапевта, который сидел, слушал клиента и только иногда

одобряюще похмыкивал. Также устарел и образ пси-

хотерапевта, который мог только повторить и/или уточнить то, что говорит клиент

(например: <Я только что порезался, и если вы не дадите мне стерильный пластырь,

я до смерти истеку кровью> - ).

Повторяясь достаточно часто, подобные диалоги, возможно, вызывали у многих кли-

ентов желание спросить:


Прослушивание записей интервью сегодняшнего дня показывает, что психоте-

рапевты, центрированные на человеке, тоже часто говорят или ,

отражая и уточняя чувства клиента - они делают это, чтобы использовать любую

возможность передачи своей эмпатии и позитивного внимания к клиенту. Бес-

смысленно испытывать подобные чувства, если клиент не будет знать о них. По-

этому психотерапевт должен передавать свое отношение в каждом слове и дей-

ствии, а клиент должен воспринимать это как отражение принятия и понимания

психотерапевтом. Насколько клиент чувствует, что его принимают, настолько бу-

дет выполнено условие шесть, и тогда у клиента появится возможность достичь

позитивного изменения личности.


Роджерс утверждал, что именно клиент, а не психотерапевт, ответственен за

личностный рост во время курса терапии. Психотерапия создает для изменения

необходимые условия, но только клиент является реальным действующим факто-

ром изменения своей личности.


Этот подход к терапии понятен любому, кто разделяет оптимистический

взгляд Роджерса на человеческую природу. Полагая, что при наличии правиль-

ных условий люди будут естественно двигаться к росту, актуализации и здоровью,

Роджерс в психотерапии, центрированной на человеке, просто создает эти усло-

вия. Во всем остальном можно положиться на организмический оценочный про-

цесс клиента. В этом смысле психотерапевты, придерживающиеся теории Род-

жерса, скорее , а не (как в психоанализе)

или (как в бихевиоральной терапии). Психотерапия,

центрированная на личности, предназначена для того, чтобы устранить несоответ-

ствие между переживанием и самостью. Когда человек действует в соответствии с

ООГаниЗМИЧесКИМ оценочным пппттегтм я нр с угггпвнями ттртгтгпгти рму нр нужна


568 Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности


защита в форме отрицания или искажения, и про него можно сказать, что он

является полноценно функционирующим человеком. Закон жизни полностью

функционирующего человека - стать тем, кем он может стать в течение жизни.


Никто, кроме Фрейда, не оказал такого влияния на практику психотерапии,

как Роджерс. Его подход, центрированный на личности, успешно применяется

при консультировании и терапии в таких разных областях, как образование, расо-

вые отношения, семейные отношения, политика и менеджмент [Ьеуап<:, ЗеЬНеп,

1984]. Утверждение целостности и уникальности человека, связанное с акцентом

на важность Я-концепции, также имело громадное влияние на современную тео-

рию и практику психологии. Мы можем заключить, что роджерсовская теория

человека не утратит свое влияние на персонологию еще в течение многих лет.


РЕЗЮМЕ


В феноменологическом направлении центральное место занимает положение, что

поведение человека можно понять только в терминах его субъективных пережива-

ний. Феноменологический подход также подразумевает, что люди способны стро-

ить свою судьбу и что они, по своей сути, являются целеустремленными, заслужи-

вающими доверия и самосовершенствующимися. Карл Роджерс хорошо известен

тем, что сформулировал теорию личности, в которой подчеркиваются тезисы, свя-

занные с феноменологией, наряду с особым вниманием к самости.


В теории Роджерса все мотивы человека включены в один мотив достижения

мастерства - тенденцию актуализации, врожденное стремление человека актуа-

лизировать, сохранять и интенсифицировать себя. Эта тенденция побуждает всех

людей двигаться в направлении большей сложности, автономии и раскрытия по-

тенциала. Несколько более специфично понятие организмического оценочного

процесса, который показывает, соответствуют ли настоящие переживания тенден-

ции актуализации. По Роджерсу, люди стремятся к тем переживаниям, которые

воспринимаются как Я-интенсифицирующие, и избегают тех переживаний, кото-

рые воспринимаются как Я-отрицающие.


Характеризуя феноменологическое направление, Роджерс утверждал, что един-

ственной реальностью, с точки зрения восприятия человека, является субъектив-

ная реальность - личный мир переживаний человека. Центральное место в этом

субъективном мире принадлежит Я-концепции, наиболее важному персонологи-

ческому конструкту Роджерса. В его системе элементами, определяющими разви-

тие Я-концепции, являются потребность в позитивном внимании, условия ценно-

сти и безусловное позитивное внимание. Роджерс подчеркивал, что детям для

развития позитивной Я-концепции, которая позволит им стать полноценно функ-

ционирующими людьми, необходимо безусловное позитивное внимание. В то же

время условия ценности заставляют детей жить в соответствии с навязанными цен-

ностями, а не с собственным организмическим оценочным процессом.


Роджерс утверждал, что люди большей частью ведут себя в соответствии с их

Я-концепцией. Угроза возникает, если человек ощущает несоответствие между

Я-концепцией и общим организмическим переживанием; тогда он пытается защи-

тить целостность с помощью искажения или отрицания восприятия. Слишком

большое несоответствие между Я-концеппией и гтрйгтиитегтьнмм ттрпржипянием


Карл Роджерс: феноменологическая теория личности 569


приводит к личностным расстройствам и психопатологии. В качестве образца пси-

хического здоровья описываются люди, которые открыты переживаниям, полнос-

тью доверяют им и свободно движутся в направлении актуализации себя. Такие

люди в системе Роджерса называются .


Позиция Роджерса по основным положениям относительно природы человека

определенна, недвусмысленна и отражает фундаментальное расхождение между

феноменологией и бихевиоризмом в американской психологии. Феноменологиче-

ская теория Роджерса отражает:


сильную приверженность положениям свободы, рационализма, холизма,

изменяемости, субъективности, проактивности, гетеростаза и непознавае-

мости;


умеренную приверженность положению конституционализма.


Феноменологический подход Роджерса к личности, в частности, в терминах

ее психотерапевтических аспектов послужил стимулом для значительного ко-

личества исследований. В этой главе основной метод изучения Я-концепции -

(^-сортировка - обсуждался наряду с иллюстративными исследованиями Я-кон-

цепции. Мы также кратко остановились на том, как Роджерс рассматривал науку

в связи с изучением человека.


В заключительном разделе главы был описан уникальный и широко применяе-

мый в психотерапии подход - терапия, центрированная на человеке, ее разработка

и развитие. Было обращено внимание на исключительную важность, которую Род-

жерс придавал взаимоотношениям психотерапевт-клиент, и обсуждены шесть ус-

ловий, необходимых для позитивного изменения личности. По Роджерсу, цель те-

рапии - ликвидировать несоответствие между переживанием и самостью человека,

тем самым открывая для него возможность жить более богатой, полной жизнью.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ


1. Как бы вы оценили концепцию тенденции актуализации Роджерса? Более точно, счи-

таете ли вы, что все мотивы человека можно включить в один мотив достижения совер-

шенства? Обоснуйте свою позицию, за или против.


2. Насколько феноменологическая позиция Роджерса соответствует вашему собственному

опыту? А именно: чувствуете ли вы, что живете в мире личных переживаний, центром

которого являетесь, и, исходя из него, можно объяснить ваше поведение лучше, чем осно-

вываясь только на объективных факторах окружения?


3. Объясните концепцию организмического оценочного процесса и его связь с потребно-

стью самоактуализации. Приведите примеры,


4. Обсудите термины , <потребность в позитивном

внимании к себе> и в их применении к процессу развития

Я-концепции.


5. Сравните роджерсовскую концепцию полноценно функционирующего человека с ва-

шим представлением о том, что лежит в основе психического здоровья. Вы стремитесь

стать полноценно функционирующим человеком? Почему да или почему нет?


6. Как выяснилось, Скиннер и Роджерс резко расходятся практически по всем важным

вопросам в персонологии. Какую из двух позиций вы предпочитаете? Вы видите какую-

то связь между вашим предпочтением и вашими собственными положениями относи-

тельно природы человека?


у~


570 Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности


7. Как измерить Я-концепцию с помощью техники О-сортировки?


8. Что говорят исследования о несоответствии между осознанным и Я-идеальным и

их связи с психологической адаптацией?


9. Вы верите, что шесть условий терапевтического изменения личности, описанные в связи

с терапией, центрированной на личности, применимы к другим значимым взаимоотноше-

ниям человека? То есть применимы ли эти шесть условий к позитивному личностному

росту, который имеет место в любовных взаимоотношениях, браке, дружбе и воспитании

детей? Приведите примеры.


10. Как Роджерс объясняет личностные расстройства и психопатологию? Объясните, чем

феноменологический подход Роджерса к расстройствам поведения отличается от психо-

аналитического подхода Фрейда.


ГЛОССАРИЙ


Безусловное позитивное внимание (ипсо11(1Шопа1 рояШуе ге^агД). Роджерсовский

термин для обозначения уважения и принятия другого, независимо от того, ведет или

нет себя человек в соответствии с ожиданиями того, кто демонстрирует принятие. Дру-

гими словами, позитивное внимание не зависит от определенных действий или мыслей.

Безусловное позитивное внимание к себе (ипсоп^Шопа) рояШуе 8е1^-ге§аг<1). Термин,

используемый для обозначения человека, который не воспринимает ни одно пережива-

ние как достойное более или менее позитивного внимания по сравнению с любым дру-

гим. По Роджерсу, безусловное позитивное внимание к себе позволяет человеку разви-

ваться, чтобы стать полноценно функционирующим.


Защита (ВеГспсе). Попытка человека изменить или модифицировать угрожающее пережи-

вание с помощью отрицания или искажения.

Идеал-сортировка (1<1са1-8ог1). Утверждения, которые выбирает испытуемый, описывая


человека, которым он хотел бы быть.


Искажение восприятия (Регсер<:иа1 (118<:ог<:1оп). Тип механизма защиты, используемый,

чтобы трансформировать угрожающие переживания в форму, соответствующую или

согласующуюся с актуальным Я-образом человека.


Креативность (Сгеа^уНу). Характеристика полноценно функционирующего человека, спо-

собность продуцировать уникальные идеи, результаты, способы решения проблем.

Несоответствие (1псоп§п1епсе). Состояние дисгармонии, имеющее место, когда существует


несоответствие между переживанием человека и его Я-концепцией.


Обусловленное позитивное внимание (Соп(1Шопа1 рояШуе гедаг^). Ситуация, когда че-

ловек получает похвалу, внимание и одобрение за то, что ведет себя в соответствии с

тем, чего от него ожидали другие. Иначе говоря, обусловленное позитивное внимание

зависит от определенных действий или мыслей.


Организмический оценочный процесс (Ог^ашяппс уа1ит§ ргосевя). Роджерсовский

принцип, согласно которому переживания, которые воспринимаются как сохраняющие

или развивающие человека, оцениваются позитивно, в то время как переживания, кото-

рые воспринимаются как негативные или противоречащие сохранению или развитию

человека, оцениваются негативно или их избегают.


Организмическое доверие (0г§аш8т1с ^гав^т^). Способность полагаться на наши внут-

ренние переживания и чувства как на основу для принятия важных решений.

Открытость переживанию (Ореппевя 1о ехрепепсе). Способность человека переживать то,


что происходит внутри него, без чувства угрозы; противоположное понятие - защита.

Отрицание (0еп1а1). Защитный механизм, посредством которого человек защищает себя


от неприятных аспектов действительности, отрицая их существование.

Полноценно функционирующий человек (Ри11у ГипсИотп^ регяоп). Термин, используе-

мый Роджерсом для определения человека, который функционирует в соответствии со


Карл Роджерс: феноменологическая теория личности 571


своим организмическим оценочным процессом, а не с интернализованными условиями

ценности.


Потребность в позитивном внимании (^ее<^ Гог рояНуе гедаг^). Приобретенная потреб-

ность человека получить приятие, уважение и любовь от значимых людей в его окруже-

нии.


Потребность в позитивном внимании к себе (^ее<^ ?ог ровШуе ве^-ге^ап)). Приобретен-

ная потребность, которая развивается из ассоциации Я-переживаний с удовлетворением

или неудовлетворением потребности в позитивном внимании. Удовлетворение при

одобрении и неудовлетворение при неодобрении человеком самого себя,

Соответствие (Сопдгиепсе). Состояние гармонии, которое ощущается, когда нет несоот-

ветствия между переживанием человека и его Я-концепцией.


Тенденция актуализации (Ас^иаНгтд 1еп(1епсу). В теории Роджерса - основной мотив

в жизни людей. Заключается в стремлении сохранять и интенсифицировать себя, стать

настолько хорошим, насколько позволяет присущая им природа.

Тенденция самоактуализации (8е1Г-ас<:ча1121П§ <:еп(1епсу). Тенденция человека к развитию


в направлении возрастающей сложности, самодостаточности, зрелости и компетентности.

Терапия, центрированная на человеке (Рег8оп-сепЬге<1 1Ьегару). Форма психотерапии,

разработанная Роджерсом на основе принятия и безусловного внимания к клиенту.

Особо подчеркиваются взаимоотношения между психотерапевтом и клиентом как

средство достижения личностных изменений.


Техника ^-сортировки (^-801^ <:есЬп^ие). Метод самооценки, используемый для того,

чтобы измерить, в какой степени действительная и идеальная Я-концепция человека

соответствуют или не соответствуют друг другу.


Тревога (Апх1е<:у). Эмоциональная реакция на то, что человек осознает переживание как

несоответствующее или несообразное с его Я-структурой и ее интернализованными

условиями ценности.

Угроза (ТЬгеа^). Любое переживание, которое воспринимается как несогласующееся с


Я-структурой человека.

Феноменальное поле (РЬепотепа1 Пе1<1). Всеобщность переживания человека (также


определяется как поле восприятия).


Феноменология (РЬепотепо1о§у). Подход в персонологии, подчеркивающий важность по-

нимания субъективных переживаний человека, его чувств и личных концепций, а также

его личной точки зрения на мир и себя.


Экзистенциальный образ жизни (Ех18<:еп11а1 НУ№§). Образ жизни, характеризующийся

существованием так, что каждый момент жизни нов и отличается от

всего, что было ранее.


Эмпирическая свобода (ЕхрепепНа) <тее<1от). Субъективное чувство, что можно жить

свободно, как хочешь, например, <Я один ответствен за свои действия и их послед-

ствия>.

Я-идеальное (Меа1 5010. Человек, каким, индивид полагает, он сможет или должен стать


(включая стремления, нравственные идеалы и ценности).


Я-концепция (8е1^-сопсер<:). Всеобщий паттерн или конфигурация самовосприятия: кон-

цепция человека о том, каков он.


Я-сортировка (ХеК^-яог*:). Утверждения, которые испытуемый сортирует при описании

человека, которым он в данное время является.


БИБЛИОГРАФИЯ


АсНепЬасН Т., 7.щ1ет Е. (1963). 5ос1а1 сотре1:епсе апс1 зе1^-1та§е (}15рап1у т рзусЫа^пс ап<3


попр8усЬ1а1пс раНеп^. ^игпа1 о{ АЬпогта1 ап(1 5ос1а1 Р5усЬо1о@у, 67, 197-205.

Вег§ег Е. (1955). Ке1аНоп5Ыр5 атоп@ ассер^апсе о{ зе1?, ассер^апсе оГ о^еге ап(1 ММР1 эсагея.

.1оигпа1 о{ Сочп5е1т§ Р8усЬо1о@у, 2, 279-284.


572 Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности


Ве^т А. Е. (1979). ТЬе еуа1иа<,юп о{ 1,ЬегареиЧс ои1соте5. 1п А. Ве㧹, 5. СагйеИ (Ейз.).


НапйЬооЬ оГ рвусЬоСЬегару апй ЬеЬауюг сЬап^е (2п(3 е(}.). Ме^ УогЬ: \У41еу.

Вегёт А. Е., Ятрр Н. Н. (1972). СЬап§т§ ^гоп11ег5 {п <:Ье 5с1епсе о( рзусЬо^Ьегару. Ке\у УогЬ:


А1(11пе-А<:Ьег1оп.

СаМцУК. (1969). Не1р1п@ апс1 Ьитап ге1а11оп5 (?015. 1 апс1 2). ^е\V УогЬ: Но11, КтеЬап ап(}


^У1п51оп.


СооретпИН 8. (1967). ТЬе агЛесес1еп<:5 о{ ве^-езгеет. ^еVV УогЬ: Ргеетап.

Ермет 8. (1973): ТЬе 5е1^-сопсер1 геу18Н:е(1: Ог а 1Ьеогу о{ а 1Ьеогу. Атепсап Р5усЬо1о§151" 28,


404-416.

ЕужпсЪ Н.]. (1952). ТЬе ейес18 о{ р5усЬо1:Ьегару: Ап еуа1иа11оп. ^оигпа1 оГ Соп5и111п§ РвусЬо-


1о@у, 16,319-324.


ЕухпсЪ Н.]. (1966). ТЬе ейес1з о? рвусЬо^Ьегару. ^е^V УогЬ: 1п1егпа<:1опа1 5с1епсе Ргевз.

РпсЬ V/. (1971). Ниташзйс р8усЬо1о§у: 1п1егу1е\У5 ЛУНЬ Ма51о\у, МигрЬу, ап(1 Ко§ег5. Со1ит-


Ьиз, ОН: МегпН.


Рттт Е. (1956). ТЬе аг1 оГ 1оу1п§. Ме\у УогЬ: Нагрег ап(1 Ко\у.

На1е5, 8. (1979). Веуе1ортеп1:а1 ртосеваев оГ 5е1Г-е5[еет. Рарег ргеаеп^ей а1 <:Ье 8ос1е(:у Ьг


К.е5еагсЬ 1п СЬ11(1 0еуе1ортеп1, §ап Ргапс15со.

Ш^т Е. Т. (1987). 5е1{-Д45Сгерапсу: А ^Ьеогу ге1а<:ш@ 5е1Гап(1 йИес\.. Р5усЬо1о§1са1 Кеу1елу,


94,


319-340.

НоШосЬ Т. Ь., Коёеп С. К. (1977). Рег5оп-сеп1егес1 1Ьегару. 1п К. ^. Сог51п1 (Е(1.). Сиггет


рег5опа1Ну ^Ьеопез. 11а5са, 1Ь: РеасосЬ РиЫ^зЬегэ.

КтсНепЬаит Н. (1979). Оп Ьесотш§ Саг1 Ко§еге. ^елV УогЬ: Ое1асоПе Ргезв.

^ап(^тап^. Т., Ваюез К. М. (1982). РвусЬо^Ьегару оиЮотез. Атепсап Р5усЬо1о@15<., 37, 504-516.

^еVапI К. Е., 5с^11^еп^. М. (ЕДз.) (1984). С11еп<:-сеп1:егес1 ^Ьегару ап(1 1Ье регеоп-сеШегеЯ ар-


ргоасЬ: Мелу сНгесйопз 1п ^Ьеогу, гезеагсЬ, апс1 ргас^се. Ме\? УогЬ: Ргае§ег.

МаНопеу ^., НатгСпеп]. (1973). 5е1?-ас^иа112а1юп апс1 5еН'-^сIеаI (115сгерапсу. ^оигпа1 о{ Р5усЬо1-


оеу, 85,37-42.


МаЛш Н. (1983). 8е1?-1шо^1ес1§е: Ап ехрап(1ес1 у1е\у. ^ои^па1 о! Рег5опа1Ну, 51, 543-565.

МаЛш Н., Шпш Р. (1986). Роя^Ые 5е1уев. Атепсап Р5усЬо1о§151:, 41, 954-969.

Мейтпш С., СитИз Е. (1963). ТЬе ге1а1юп Ье^ееп та1егпа1 5е1?-ассер1:апсе ап(1 сЬ11(1 ассер-


1:апсе. ^ои^па1 оГ Соип5е11п§ Р5усЬо1о§у, 27, 542-544.

Райепоп С. (1973). ТЬеопех о^соип5е11п@ апД р5усЬо1Ьегару (2пД ес1.). Ме^ УогЬ: Нагрег ап(3 Ко^.

Ко§еп С. К. (1939). ТЬе с1т1са1 <:геа1теп1 оГ 1Ье ргоЫет сЬ1Ы. Вов^оп: Нои§Ь1оп М1й11п.

Коёеп С. К. (1942), Соип5е1т§ апс1 рзусЬо^Ьегару: Ме^ сопсер<.5 1п ргасйсе. Во^оп: Нои§Ь1оп


М1т1п.

Ко§еп С. К. (1951). С11еп1-сеп1:егес1 (:Ьегару: 115 сиггеп1 ргасИсе, }тр11са(:1оп5, ап(1 <,Ьеогу.


Вов-


<:оп: Нои§Ь1оп М1й1п.


Ко§еп С. К. (1954). ТЬе Саае о{ Мгх. ОаЬ: А гевеагсЬ апа1у545. 1п С. К. Ко@ег5, К. Р. Вутопс1

(?(15.). РзусЬо1Ьегару апс1 рег5опа111у сЬап§е: Со-огс1}па1е(1 ге5еагсЬ 51ис11е5 1п 1Ье с11еп1-

сетегеЯ арргоасЬ. СЬюа^о: ип1уег5Ну о{ СЫса@о Рге55.

Ко§еп С. К. (1955). Рег5оп5 ог 5с1епсе? А рЬНо50рЫса1 диев^оп. Атепсап Р5усЬо1о@151, 10,


267-278.

Ко§еп С. К. (1956). §оте 155ие5 сопсегп1п§ 1Ье соп1го1 о{ Ьитап ЬеЬауюг (5утр05шт \у1<:Ь


В. Р. §1иппег). 5с1епсе, 124, 1057-1066.

Ко§еп С. К. (1957). ТЬе песемагу апс1 5и№с1еп1 сопсНйоп5 о{ 1Ьегареи<:1С рег5опа11<:у сЬап@е.


^оигпа1 о( Соп5и11т§ РвусЬоЬбу, 21, 95-103.


Ко^еп С. К. (1959). А 1Ьеогу о{ <:Ьегару, рег5опа1Я:у апс1 1п1егрег5опа1 ге1а11оп5Ь1р5, ав с1еуе1-

ореЯ т 1Ье с11еп1-сеп1егес1 {татеууогЬ. 1п 5. КосЬ (Ес1.). Р5усЬо1о§у: А 51ис1у о{ а 5с1епсе

(Уо1. 3, рр. 184-256). Ме^ УогЬ: МеСга^-НШ.

Ко§еп С. К. (1961). Оп Ьесот1п@ а регвоп: А 1:Ьегар151'5 у1елу о{ р5усЬо1Ьегару. Во5<:оп: Нои@Ь-


<:оп М1Й1п.


Ко§еп С. К. (1963). ТЬе ас1иа11г1п§ 1еп(1епсу ш ге1а11оп 1о ; ап(1 <:о соп5с1ои5пе55. 1п

М. ^опс5 (Ес1.). МеЬга51<а 5утро51ит оп тоНуаНоп (Уо1. 2, рр. 1-24). Ыпсо1п: ишуегвИу

о{ КеЬгавЬа Рге55.


Карл Роджерс: феноменологическая теория личности 573


Коцеп С. К. (1967). Аи1оЬ1о§гарЬу. 1п Е. Вог1п§, С. Ып^геу (Е(}5.). А Ы5Согу о^ р5усЬо1о§у 1п


аи1:оЫо§гарЬу (Уо1. 5, рр. 341-384). Меуу УогЬ: Арр1е1оп-Сеп1игу-СгоА8.

Ко^еп С. К. (1969). Ргеес1от 1о 1еагп: А у1е\у о{ ууЬа<: е(1исаС1оп т1§Ь1 Ьесоте. Со1итЬи5, ОН:


МеггШ.


Коцетз С. К. (1970). Саг1 К.о§ег5 оп епсоип^ег §гоир5. Меду Уог1с: Нагрег апс1 Ко\у.

Ко§еп С. К. (1972). Весот1п§ раг^пегв: Магг1а§е апс1 Ив аКегпайуев. Ме\у УогЬ: 0е1асог(:е


Рге55.

Коёетз С. К. (1973). Му рЬ11о50рЬу о{ 1п1егрег5опа1 ге1а11оп5Ь1р5 ап(1 Ьо^у 11 §ге\у. ^оигпа1 о{


Нитап1511с Р8усЬо1о@у, 13,3-15.


Ко§еп С. К. (1974). 1п ге1го5рес1: Рог1у-з1х уеагв. Атег1сап Р5усЬо1о§151, 29, 115-123.

Ко§етз С. К. (1977). Саг1 К.о§ег5 оп рег5опа1 родуег. Ме\у УогЬ: Ве1асог1е Рге55.

Ко^еп С. К. (1980). А \гау о{ Ье1п§. Во51оп: Нои§Ь1оп М1М1п.

Ко§еп С. К. (1983). РгеесЬт 1о 1еагп {от 1Ье 805. Со1итЬи5, ОН: МеггШ.

Ко§еп С. К. (1984). Ко@ег5 са115 реасе гевиНв . АРА МопНог, МоуетЬег.

Коёеп С. К. (1986). С11еп1-сеп1еге(1 <:Ьегару. 1п 1. Ь. Ки1и5Ь, А. ^о\{ (Е(15.). Р5усЬо-1Ьегар151'5


савеЬооЬ. 5ап Ргапс15со: ^055еу-Ва55.

Ко^еп С. К., Вутопс1 К. (Ес15.) (1954). Р5усЬо1Ьегару апс1 рег5опа1Яу сЬап§е. СЬ1са§о: ишуег-


511у о{ СЬ1са§о Рге55.

Ко§еп С. К., ЗСеиепз В. (1967). Рег5оп 1о регэоп: ТЬе ргоЫет о{ Ьеш@ Ьитап. Ме\у УогЬ: 51топ


апс15сЬи51ег.

ЗтИН М. 1., С/аи С. V., МШет К. Ь. (1980). ТЬе Ьепей15 о{ р5усЬо1о§у. Ва^тоге: ^Ьп5 Нор-


Ь1п5 ип1уег5Ну Рге55.

81ерНетоп }У. (1953). ТЬе 51и(1у о{ ЬеЬауюг: ^-1есЬп1яие ап(1 115 те1Ьос1о1о§у. СЫса§о: ип1-


уег5Яу о{ СЬ1са@о Рге55.

8итп К. (1961). ТЬе ге1а1юп5Ыр Ье1дуееп 5е1Г-ассер1апсе апс1 ассер1апсе о{ о1Ьег5: А 1еагп1п§-


1Ьеогу апа1у515. ^оигпа1 о{ АЬпогта1 ап(1 5ос1а1 Р5усЬо1о§у, 63, 37-42.

8иЬ^., СгееппиаМ А. С. (Ес15.) (1983). Р5усЬо1о@1са1 рег5рес11уе5 оп 1Ье 5е1^ (Уо1. 2).


Н1Н5(1а1е,


^: ЕНЬаит.

Титет К. Н., УапйегИрре К. Н. (1958). 5еК-1с1еа1 соп§гиепсе а5 ап 1п(1ех о{ а(ии51теп1. ^оигпа1


о{ АЬпогта1 ап(1 5ос1а1 Р5усЬо1о§у, 57, 202-206.

\Уа1г1атс1{ Р. (Ей.) (1984). ТЬе 1пуеп1ес1 геа1Ну. Мелу УогЬ: МоПоп.


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Еуапз К. 1. (1975). Саг1 Ко§ег5: ТЬе тап апс1 Ь15 1(1еа5. Ме^ УогЬ: ВиИоп.

СепДт Е. Т. (1988). Саг1 Ко§ег5 (1902-1987). Атепсап Р5усЬо1о§151, 43, 127-128.

Натп0оп О. М., В1ос1г^. Н., В1осЪ}. (1987). Те5Нп§ а5рес15 о{ Саг1 Ко§ег5' 1Ьеогу о{ сгеаИуе

епу1гоптеп15: СЫ1с1-геаг1п§ ап1есес1еп15 о{ сгеаНуе ро1еп11а1 1п уоип§ ас1о1е5сеп15. ^оип1а1

о{ Рег5опа1Яу апс1 5ос1а1 Р5усЬо1о§у, 52, 851-856.


ие1аег С. (1984). ипсопс1111опа1 рокШуе ге§агс1: А соп1гоуег51а1 Ьаз1с а1111и(1е 1п


с11еп1-сеп1егес1

1Ьегару. 1п К. Р. Ьеуап1, ^. М. 5сЫ1еп (Е(15.). С11еп1-сеп1егес1 1Ьегару ап(1 1Ье рег5оп-

сеп1егес1 арргоасЬ: Мелу (1}гес11оп5 1п 1Ьеогу, ге5еагсЬ ап(1 ргасИсе. Мелу УогЬ: Рга§ег.

0^1те В. М. (1987). ТЬе ипс1е51гес1 5е1Г: А пе§1ес1е(1 уапаЫе 1п рег5опа1Ну ге5еагсЬ. ^игпа1 о{


Рег5опа111у апй 5ос1а1 Р5усЬо1о§у, 52, 379-385.

У/ех1ег О., Шее Ь. (1974). 1ппоуа11оп5 1п с11еп1-сеп1егес1 1Ьегару. Мелу УогЬ: УУПеу.



2751640926502114.html
2751776916727506.html
2751875277727236.html
2751979717170756.html
2752063246048855.html