Письмо Председателя Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюцией 1343 (2001) по Либерии, от 26 октября 2001 года на имя Председателя Совета Безопасности - страница 5




^ Организация «Объединенные либерийцы за примирение и демократию» (ЛУРД)


124. В апреле 1999 года на Либерию с территории Гвинеи напала группа повстанцев. На первых порах было трудно определить, сторонниками какого движения или партии они являются, но, судя по всему, среди них было несколько бывших членов этнического крыла «мандинго» УЛИМО (переименованного в Улимо К в честь Альхаджи Крома, возглавлявшего его в гражданскую войну).

125. В конце 1999 года эти нападения активизировались, и, начиная с последних вторжений в июле 2000 года, ответственность за нападения на территорию Либерии стала брать на себя группа, называвшая себя «Объединенные либерийцы за примирение и демократию» (ЛУРД). В это объединение входили бывшие боевики — участники гражданской войны 1989–1996 годов, многие из которых после завершения войны бежали в Гвинею и Кот д'Ивуар.

126. По заявлению ЛУРД, организация была сформирована в 2000 году и не поддерживает никаких связей ни с одним из бывших военных диктаторов. Его сторонники говорили Группе, что они являются участниками движения сопротивления, добивающегося построения демократии в Либерии политическими и военными средствами.

127. В действительности же все гораздо сложнее. Основную поддержку ЛУРД оказывает Гвинея, где у него имеются базы в таких городах, как Кисидугу, Масента и Нзерекоре. Как и сьерра-леонские донзос, которые использовались в борьбе против ОРФ, ЛУРД используется Гвинеей для того, чтобы глубже втянуть Чарльза Тейлора в войну, ведущуюся в графстве Лоффа. В 2001 году Гвинея время от времени оказывала ЛУРД со своей территории артиллерийскую поддержку и направляла в графство Лоффа своих офицеров связи взаимодействия для оценки действий боевиков ЛУРД. Гвинея оказывает либерийским повстанцам лишь ограниченную помощь боеприпасами и оружием. Один из представителей ЛУРД пожаловался Группе на то, что ему приходилось расплачиваться с гвинейским командиром кофе, какао и алмазами за снабжение его людей патронами к помповым ружьям (производятся в столице Гвинеи Конакри). Остальное оружие приобреталось в ходе нападений на Лоффу с последующим отходом.

128. О руководстве ЛУРД известно мало. Находящийся в Конакри Секу Коне является временным председателем исполнительного комитета — его главная задача заключается в поддержании контактов с президентом Гвинеи Конте. В Конакри также находится самозваный генерал Джо Уили — один из ключевых военных советников. В сентябре в составе руководства произошли некоторые изменения. Новым начальником штаба был назначен Принц Сео. Ранее Сео воевал в Либерии на стороне народности кран с боевиками бывшего командира Рузвельта Джонсона. Недавно Сео вступил в ряды ЛУРД, приведя с собой примерно 100 верных ему боевиков Улимо К. В августе он сменил Чарльза Дента, бывшего начальника штаба Улимо К. Эта замена вызвала недовольство среди боевиков ЛУРД.

129. Кроме того, внутри самой ЛУРД наблюдается сильный раскол между боевиками-кран и боевиками-мандинго. Военное крыло выступает за разрыв отношений с Секу Коне, либерийским мандинго. Судя по всему, имеются три группы боевиков УЛИМО, одна насчитывающая примерно 230 человек, базируется в лесах на границе Гвинеи и Либерии. Вторая группа численностью в несколько тысяч боевиков (многие из которых могут быть камайорцами) находится в Сьерра-Леоне, и третья группа в составе бывших участников сил обороны Лоффы в настоящее время базируется в самой Лоффе.

130. Повстанцы стараются заручиться поддержкой в лагерях беженцев. В апреле силы безопасности Кот д'Ивуара арестовали в Данане шесть подозрительных либерийцев, пытавшихся, по их словам, вербовать беженцев для участия в своих операциях в Гвинее. Группа также беседовала с беженцами, которые отвергли предложения вербовщиков. Ведь именно из за действий повстанцев многие из недавно прибывших беженцев покинули графство Лоффа. Повстанцы совершают набеги на деревни, грабят их жителей и насильственно заставляют сельскую молодежь присоединиться к ним.

131. В октябре 2001 года в ЛУРД, по видимому, произошел раскол, и поддержка со стороны Гвинеи начинает ослабевать. Если заключенное министрами иностранных дел стран Союза бассейна реки Мано августовское соглашение, предусматривающее принятие мер в целях окружения вооруженных группировок, ведущих грязную войну на стыке границ Либерии, Гвинеи и Сьерра-Леоне, будет действительно выполняться, то для ЛУРД это могло бы означать, что пик его активности уже пройден.


^ Группы гвинейских повстанце��


132. С сентября 2000 года повстанцы совершали набеги на Гвинею при поддержке ОРФ. Бывшие боевики ОРФ рассказывали членам Группы о случаях, когда командиры заставляли их под дулом пистолета грузиться в машины и под конвоем доставляли в Фою для участия в наступательных боевых действиях. В других случаях боевикам платили по 200 долл. США, при этом подразумевалось, что они могут беспрепятственно заниматься грабежом. В конце января серьезно пострадал город Гекеду, захваченный повстанцами.

133. Нфали Каба сообщил о себе, что он является руководителем гвинейских повстанцев, чьи базы находятся в Сьерра-Леоне и Либерии. Каба — бывший советник Диарры Траоре (казненного президентом Конте после попытки переворота в 1985 году). По словам Кабы, он руководит организацией «Союз сил за новую Гвинею» (ССНГ) и с сентября 2000 года его организация оказывала поддержку повстанцам в ходе нападений на Масенту, Урекабу, Корекарью и Гекеду.

134. ССНГ — третья по счету группа, заявляющая о своей причастности к совершению через границу рейдов в Гвинею. Помимо него ответственность за эти рейды взяли на себя еще две организации: «Объединение демократических сил Гвинеи» в декабре 2000 года и «Союз демократических сил Гвинеи».


^ Диалог стран Союза бассейна реки Ман��


135. После продолжавшихся несколько месяцев боевых действий между Либерией и Гвинеей президент Тейлор и президент Гвинеи Лансана Конте в начале июня связались друг с другом по телефону, чтобы обсудить вопросы мира в субрегионе, положив тем самым начало диалогу.

136. Состоялось также несколько телефонных переговоров между президентом Тейлором и президентом Сьерра-Леоне Кабба. Укреплению доверия в отношениях между главами трех государств также способствовало освобождение в начале июня Либерией двух пленных сьерралеонцев и ответный жест Сьерра-Леоне, освободившей шесть либерийцев.

137. В июле министр иностранных дел Сьерра-Леоне, возвращаясь со встречи ОАЕ на высшем уровне в Замбии, посетил с однодневным визитом Монровию. Первоначальные контакты помогли подготовить проведение в Монровии 14 и 15 августа увенчавшегося прорывом совещания министров иностранных дел Гвинеи, Сьерра-Леоне и Либерии для обсуждения вопроса о созыве встречи президентов этих стран с целью положить конец конфликту в приграничных районах. На совещании министры приняли решение о возобновлении деятельности объединенного комитета безопасности, учрежденного в мае 2000 года в соответствии с 15 м протоколом по вопросам обороны и безопасности.

138. Заседания объединенного комитета безопасности состоялись 22 и 23 августа во Фритауне и 8–10 сентября в Конакри. По завершении этих заседаний была достигнута договоренность «об аресте и передаче в страны своего происхождения отдельных лиц, членов вооруженных групп и других полувоенных формирований, причастных к дестабилизации обстановки в государствах-членах». На них был также согласован ряд других рекомендаций, в том числе о создании и развертывании на общих границах совместных подразделений для обеспечения безопасности и укрепления доверия.

139. После проведенного в Конакри заседания объединенного комитета безопасности 10 сентября состоялось директивное совещание министров иностранных дел. Министры одобрили рекомендации объединенного комитета безопасности и предложили провести следующее заседание объединенного комитета безопасности в Монровии 25–28 сентября для подготовки окончательного плана работы и установления сроков выполнения рекомендаций.

140. 25 и 28 сентября в Монровии состоялось очередное заседание объединенного комитета безопасности, посвященное дальнейшей работе над выполнением рекомендаций. 10 декабря 2001 года во Фритауне будет проведено обзорное совещание с участием министров иностранных дел и председателей объединенных комитетов безопасности каждого государства-члена. Затем в начале 2002 года состоится встреча глав государств Союза бассейна реки Мано.


^ Часть II
Перевозки и оружи��


Справочная информация о запрете полетов летательных аппаратов, зарегистрированных в Либерии


141. В разделе доклада S/2000/1195, посвященном вооружениям и перевозкам, прослеживается прямая связь, существующая между нарушениями при регистрации летательных аппаратов в Либерии и нарушениями эмбарго на поставки оружия. Поэтому Совет Безопасности в резолюции 1343 (2001) постановил запретить полеты всех зарегистрированных в Либерии летательных аппаратов.

142. В нижеследующих тематических исследованиях эта проблема проиллюстрирована на конкретных примерах. В большинстве случаев незаконных поставок вооружений, расследованных Группой, использование самолетов было в той или иной степени связано с подделкой документов, составлением фальсифицированных планов полета и другими нарушениями. Группа собрала доказательства нарушений, допущенных при регистрации летательных аппаратов не только в Либерии, но и в Центральноафриканской Республике, а также установила, что эта проблема в определенной мере наличествует и в Экваториальной Гвинее. В ответ на запрос Группы по Сьерра-Леоне Либерия представила регистр, в котором числилось только 11 летательных аппаратов. По имеющимся у Группы сведениям, под либерийским флагом в действительности летает гораздо больше самолетов, что не могло не вызвать у нее подозрения, что часть из них использовалась в обход эмбарго на поставки оружия.

143. Данная проблема оказалась сложной. За годы гражданской войны и трудностей переходного периода владельцы и гражданские служащие научились использовать авиационный реестр, чтобы уклоняться от дорогостоящих инспекций и обходить строгие требования, предъявляемые к эксплуатации старых самолетов. В результате возникла ситуация, в которой управление гражданской авиации Либерии перестало контролировать самолеты, летающие под ее флагом. Одновременно с этим сложились условия, в которых незаконные сети торговли оружием могли проводить свои операции, прикрываясь ложной регистрацией, подделывать документы и, как об этом говорится в тематических исследованиях, сумели при полном попустительстве со стороны либерийских властей создать таинственную авиакомпанию, чтобы замести все следы. Вот почему нарушения эмбарго на поставки оружия и нарушения при регистрации летательных аппаратов непосредственно связаны друг с другом.


^ Гражданская авиация Либери��


144. В ответ на публикацию доклада (S/2000/1195) руководство гражданской авиации Либерии отреагировало следующим образом:

• назначило нового директора гражданской авиации и 12 апреля 2001 года лишило регистрации 11 летательных аппаратов, фигурирующих в авиационном регистре Либерии под регистрационным знаком EL, уведомив об этом все управления гражданской авиации государств — членов ИКАО;

• 13 апреля 2001 года информировало об отзыве регистрации и запрете полетов таких самолетов и о закрытии либерийского авиационного регистра директоров всех управлений гражданской авиации государств — членов ИКАО;

• 18 апреля 2001 года предложило директорам всех управлений гражданской авиации направлять информацию о всех либерийских летательных аппаратах, снятых с эксплуатации в соответствии с распоряжением Либерии о запрете полетов.

145. С самого начала своей работы Группа внимательно следила за тем, как решаются эти вопросы, и взаимодействовала с новым директором управления гражданской авиации Либерии в нахождении путей устранения недостатков, выявленных в ведении авиационного регистра. Постепенно в Либерии благодаря контактам с управлениями гражданской авиации других стран были собраны сведения и документы, раскрывающие принадлежность многих летательных аппаратов. Во время последнего посещения Группой Либерии в первую неделю октября 2001 года на основе этой информации было идентифицировано 117 самолетов. Из этих самолетов часть была зарегистрирована в Либерии с 1985 года, но многие из них были зарегистрированы в последние пять лет (приложение 12). Как явствует из документов, нарушения совершались при разных министрах транспорта. В одних случаях документы просто подделывались, а в других предприниматели-иностранцы получали разрешение на регистрацию самолетов в Либерии из-за рубежа.

146. Работа по идентификации и выявлению местонахождения летательных аппаратов продолжается, и недавно назначенный директор управления гражданской авиации заверил Группу, что сначала будут расследованы в полном объеме все случаи фиктивной регистрации и лишь после этого будет составлен новый регистрационный список. Проблема регистрации летательных аппаратов в Либерии решена не до конца, потому что часть летательных аппаратов с регистрационным знаком EL, наносимым краской на хвостовом оперении самолета, возможно, по-прежнему эксплуатируется за границей, хотя Либерия и аннулировала их регистрацию. Этот вопрос не входит в компетенцию управления гражданской авиации Либерии и должен решаться аэропортами, где будут обнаружены и запрещены полеты этих самолетов.

147. Группа считает, что принятые на сегодня управлением гражданской авиации Либерии меры являются адекватными и что Совет Безопасности может рассмотреть вопрос об отмене запрета на полеты, введенного резолюцией 1343 (2001), и разрешить Либерии открыть новый авиационный регистр. Что касается отдельных самолетов, которые полностью прекратили полеты и по которым в ИКАО и Комитете Совета Безопасности имеется документация, подтверждающая, что они зарегистрированы в Либерии в соответствии с международными правилами, то в отношении этих летательных аппаратов следует дать разрешение на возобновление их эксплуатации. Однако управление гражданской авиации Либерии должно регулярно информировать Комитет Совета Безопасности и ИКАО о ходе расследования и о регистрации любого нового летательного аппарата в новом авиационном регистре Либерии.

148. В качестве второго шага Либерия приняла решение о переходе на самостоятельный контроль в своем воздушном пространстве за движением летательных аппаратов, которое контролируется из Конакри (Гвинея), где находится центр полетной информации района полетной информации (РПИ Робертс). Управление полетами в ее воздушном пространстве будет осуществляться исключительно гражданами Либерии.

149. На встречах с Группой представители правительства Либерии, объясняя причины, побудившие его принять это решение, ссылались на соображения национальной безопасности. В соответствии со статьей 1 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией, поэтому Либерия вправе добиваться права на управление полетами в своем воздушном пространстве.

150. На состоявшемся 26 и 27 марта 2001 года в Дакаре под эгидой ИКАО совещании была достигнута договоренность о том, что до любой передачи Монровии ответственности за управление полетами в воздушном пространстве Либерии необходимо принять ряд мер. Эти меры включали бы поставку в страну самое необходимого навигационного оборудования для обеспечения безопасности воздушных сообщений и подписание со всеми сторонами писем-договоров в отношении координации и передачи воздушных маршрутов.

151. Для того чтобы составить более или менее полное представление о всех незапланированных рейсах самолетов, совершивших посадку в Либерии в 2000–2001 годах, Группа при проведении своего расследования в определенной степени исходила из тех данных, которые поступили к ней из разных районов полетной информации в Западной Африке. Сама Либерия таких данных не представила. Хотя в каждом аэропорту мира регистрируются все самолеты, совершившие в нем посадку и вылетевшие из него, управление аэропортов в Либерии последовательно информировало, что такие списки ведутся лишь короткое время, а затем уничтожаются.

152. По договоренности со своими партнерами в районе полетной информации Робертс и в соответствии с правилами ИКАО Либерия может, конечно, начать самостоятельно управлять всеми полетами в своем воздушном пространстве. Однако Группа хотела бы обратить внимание на то, что планы Либерии, предусматривающие национализацию ее воздушного пространства в противовес глобальной тенденции к еще более тесной интеграции и формированию регионального воздушного пространства, а также укомплектование ее центральной диспетчерской службы только гражданами Либерии, как представляется, говорят о стремлении засекретить информацию о рейсах отдельных летательных аппаратов. Группа не считает, что в этой связи должны быть приняты какие-либо санкции, но рекомендовала бы правительству Либерии в качестве жеста доброй воли пересмотреть свое решение.


^ B. Распространение оружия и разоружение в регионе: обзо��


Эмбарго на поставки оружия в Либерию


153. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций в своей резолюции 788 (1992) от 17 ноября 1992 года постановил ввести всеобщее и полное эмбарго на все поставки оружия и военного снаряжения в Либерию, исходя из необходимости обеспечения мира и стабильности. В марте 2001 года эти меры были ужесточены введением нового эмбарго на поставки вооружений и военной техники как часть более широкого пакета санкций, утвержденных резолюцией 1343 (2001) Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

154. В 1999 году в Либерии осуществлялась программа по уничтожению оружия. Эта программа, реализация которой началось 25 июля, предусматривала уничтожение 19 000 единиц оружия мелкого и крупного калибра и более 3 миллионов единиц боеприпасов, собранных Организацией Объединенных Наций и ЭКОМОГ в ходе кампании разоружения, проведенной в 1996–1997 годах. В Монровии состоялась символическая церемония сжигания оружия, но в действительности настоящее оружие уничтожалось в старом руднике к северо-западу от столицы. Из этого оружия примерно 40 процентов было ржавым и непригодным для использования, однако остальное оружие находилось в хорошем рабочем состоянии. Уничтожались оружие и боеприпасы мелкого и крупного калибра, например было уничтожено 900 ручных гранат и дымовых шашек (произведенных в Китае, Великобритании и бывшей Чехословакии), два 120 мм реактивных снаряда, реактивные гранатометы, тысячи реактивных противотанковых гранат (РПГ), безоткатные орудия и пулеметы, устаревшие винтовки М 1, автоматы АК 47, пистолеты-пулеметы ПБК и примерно 12 миллионов единиц боеприпасов мелкого и 12 000 крупного калибра.

155. Несмотря на публичную демонстрацию правительством своей приверженности делу разоружения, оно постоянно закупало для себя новые партии оружия и помогало поставлять оружие через Либерию для ОРФ.

156. После первых вторжений мятежников в графство Лоффа в апреле и августе 1999 года правительство начало кампанию за отмену эмбарго на поставки оружия под тем предлогом, что перед лицом нападений извне страна неспособна защитить своих граждан. Тогдашний заместитель министра информации заявил, что повстанцы будут разгромлены, если будет отменено эмбарго, но при этом сказал, что Либерия «может легко обойти запреты, но мы не хотим делать этого».

157. В своих публичных выступлениях государственные деятели заверяли о своей приверженности соблюдению эмбарго, а в это время в страну непрерывным потоком поступало новое оружие. Группа включила в настоящий доклад документально подтвержденные сведения о том, как находящаяся в Сингапуре материнская компания индонезийской «Ориентал тимбер компани» в августе 1999 года получила за поставку оружия 500 000 долл. США; о том, как бюро по морским делам помогало обходить эмбарго на поставки оружия в 1999 и 2000 годах; и о том, как Леонид Минин поставил партию оружия в июле 2000 года. В 2001 году Либерия не прекращала попыток действовать в обход эмбарго.

158. Тем не менее, в письме президента Либерии Тейлора от 23 февраля 2001 года на имя Генерального секретаря утверждалось, что «как вам известно, несколько лет назад Либерия полностью уничтожила свои арсеналы оружия и боеприпасов, и в настоящее время она не имеет вооружений. Соответственно, с учетом угрозы со стороны Гвинеи было бы вполне справедливо, если бы Либерии было разрешено осуществлять закупки военного имущества, необходимого для удовлетворения ее законных оборонных потребностей». Во втором письме, направленном в мае, Либерия обращается к Совету Безопасности Организации Объединенных Наций с просьбой временно отменить эмбарго на поставки оружия, с тем чтобы она могла «закупить необходимую военную технику исключительно для целей самообороны».

159. Несмотря на то, что эмбарго на поставки оружия и военной техники в Либерию действует девять лет, оружие поступает в страну непрерывным потоком. Примечательно, что в беседах с членами Группы либерийских должностных лиц, судя по всему, мало волновали проблемы эмбарго, по крайней мере они никогда не жаловались на него. Но зато они регулярно жаловались на запрет, введенный Организацией Объединенных Наций на поездки лиц, близко связанных с правительством.


^ Ситуация в плане безопасности в соседних со Сьерра-Леоне страна��


160. С 1996 года в распоряжении правительства Сьерра-Леоне имеются вертолеты МИ 8 и МИ 24, которые равно как и запасные части и двигатели к ним всегда закупались через подозрительных посредников окольными путями. Республика Казахстан подробно информировала Группу о поставке двух вертолетов в Россию. Лицензия на их экспорт была выдана в обмен на сертификат конечного пользователя вертолетов, каковым в данном случае является Россия. Впоследствии эти вертолеты были задержаны российскими таможенниками из за отсутствия правильно оформленной лицензии на их вывоз во Фритаун в Сьерра-Леоне. Сделку организовал Борис Федулов, гражданин России, у которого во Фритауне есть собственная коммерческая вертолетная компания «Парамаунт эйрлайнз». Группа беседовала с Федуловым в Москве, где он подтвердил факт задержки вертолетов. Федулов показал Группе документацию по этой сделке и объяснил, что тем временем вертолеты были экспортированы для эксплуатации в Сьерра-Леоне. Однако власти Казахстана сообщили Группе, что считают поставщика вертолетов Бориса Федулова виновным в нарушении казахского Уголовного кодекса. В январе 1999 года в Сьерра-Леоне по подозрению в переброске и подготовке повстанцев ОРФ был арестован Яйир Клейн, который сознался в подделке некоторых документов на поставку вертолетных двигателей правительству Сьерра-Леоне. В настоящее время правительство Сьерра-Леоне также подало в суд на несколько других поставщиков вертолетов и запасных частей к вертолетам. Часть из них была поставлена во время правления Валентина Страссера. Группа не утверждает, что поставки этих вооружений осуществлялись в обход эмбарго, но хотела бы обратить внимание международной общественности на отсутствие транспарантности и должного контроля за поставками современного оружия и связанных с ним материалов в Сьерра-Леоне.


2743461955908649.html
2743564019286508.html
2743671751921529.html
2743770000369283.html
2743978419445987.html